Главным рыбным центром в стране может стать новый кластер в Приморье с портовыми, холодильными мощностями и площадкой для аукционной торговли. В компании Смак считают это хорошим сигналом для всей отрасли.
Несмотря на владение, казалось бы, огромными рыбными ресурсами, на российском рынке, наблюдается хронический дефицит свежей рыбы. Производственные компании жалуются, что промысловики увозят сырье за границу, а промысловики пеняют на отсутствие в России необходимой инфраструктуры, способной принять добываемый объем, критическая нехватка наблюдается даже в отношении складских морозильных мощностей.
Попытка изменить ситуацию административными мерами ни к чему не привела: введённые в 2009 году поправки в законодательство, обязывающие доставлять улов, полученный в российской экономической зоне в российские порты результата не дали, вынудив рыболовов декларировать сырьё в России, после чего сразу, без выгрузки, отправляться в удобные зарубежные рыбопромышленные центры.
Ольга Бубнова, финансовый директор производственной компании «Смак» приводит пример производственно-логистической системы рыбной отрасли, организованной в советское время: «Она была построена по японской модели Just-in-Тime (точно в срок), когда добывающие компании вылавливали точный объем, под заранее заготовленный железнодорожный состав на соответствующе подготовленный производственные и холодильные мощности. При этом портовая производственная инфраструктура для рыбной отрасли не развивалась, поскольку объемы сразу же доставлялись на местные производства в крупные города с наибольшим количеством потребителей. В порту находились лишь небольшие морозильные мощности».
В настоящее время былой связи между добычей и производством не существует. На хранение добытой продукции до момента её реализации требуется время, но морозильных камер не хватает: объемы рынка добычи дальневосточного бассейна, составляющего около 2 млн тонн обеспечены холодильными мощностями лишь на 3% от этого объёма. При этом 1,5 млн тонн холодильных мощностей в портах Южной Кореи, выстроены под российские поставки. Такие комплексы не только позволяют обеспечивать длительное хранение продукции по приемлемым ценам, но и предоставляют добывающим компаниям весь спектр сопутствующих услуг: снабжение судов, ремонт, смену экипажей, аукционные площадки рыбопродукции для покупателей всего мира.
В связи с этим, стала очевидной необходимость создания подобного комплекса в России. Владивосток, где планируется создать такой кластер, — самый большой портовый город на Тихоокеанском побережье; он находится на юге Приморья и удачно расположен по отношению к странам ЮВА. Когда российские рыбаки вылавливают рыбу в Беринговом, Японском и Охотском морях и отправляют ее на экспорт, то обязательно проходят мимо этого порта.
В настоящее время стоимость нового проекта оценивается в 39 млрд рублей, из которых планируется 25 млрд рублей инвестиций возложить на долю бизнеса. Строительство запланировано в три очереди, в перспективе комплекс сможет обслуживать практически весь оборот рыбопродукции Дальнего Востока: переработка составит от 80 до 200 тыс. тонн, перевалка, логистика, хранение — от 320 до 800 тыс. тонн, торговля без перевалки на комплексе добавит еще 1 млн тонн.
«Подобный кластер, безусловно, отвечает текущим потребностям рынка, однако необходимо крайне тщательно изучить экономическую эффективность масштабов строительства, — отмечает Ольга Бубнова, —инфраструктурные проекты имеют длительный срок окупаемости, и являются эффективными только тогда, когда экономическая модель четко соответствует спросу, что позволяет максимально задействовать создаваемые мощности, чтобы судна не уходили к конкурентам, дожидаясь очередей и не алтили втридорого за вынужденное хранение улова».